Опрос: Мифы и реальность российского экорынка
Всероссийский гид по экологическому рынку KAPOOSTA провёл опрос на тему предпочтений россиян по экотоварам и услугам, включив в выборку как действительно экологичные услуги и товары, так и те, которые далеки от этого, несмотря на заявления производителя.
В результате опроса стало очевидно, что для многих потребителей необходимо потратить не один час, чтобы найти экологичный товар или услугу, соответствующие их личным предпочтениям, их представлению о качестве и цене. Кроме того, было выявлено, что есть немало количество людей, верящих в распространённые мифы об экологичности или неэкологичности того или иного продукта.
Опираясь на эти мифы, покупатели делают выбор в пользу товаров, не только не обладающих заявленными качествами, но и имеющими вред для экологии.
Опрос прошло 105 человек от 18 лет.Из них 88 % - женщины, 12% - мужчины.
На вопрос «Какие товары являются экологичными на Ваш взгляд?» большая часть опрошенных (85 % участников вне зависимости от пола и возраста) ответили, что экологичными являются товары многоразового использования, а также созданные из перерабываемых или биоразлагаемых материалов.
15% участников опроса заявили, что обращают внимание на соблюдение технологии ответственных требований к производству, доставке, и упаковке товара, которая должна быть минимальна. В идеале – это должны быть товары без упаковки.
8 % респондентов сообщили, что считают экологичной упаковку из бумаги, картона, в том числе бумажные пакеты.
Некоторое количество опрошенных столкнулось с трудностями при попытке дать определение экологичным услугам. Среди озвученных вариантов были и онлайн курсы, и массаж с натуральными маслами, и услуги, в ходе предоставления которых не образуются отходы, и скидки на экотовары, и пешая курьерская доставка, магазины с товарами без упаковки и комиссионные магазины, секонд хенды, шеринги, гаражные распродажи и все что не вредит окружающей среде либо снижает антропогенную нагрузку на неё.
Местам, в которых можно купить товары (еду, напитки) в свою тару, отдали свои голоса 30% участников.Услуги по вывозу вторсырья назвали 8% участников.
Основным критерием натуральности товаров для большинства участников опроса было происхождение сырья и материалов, из которых созданы эти товары. Такие определения как «без добавления (или с минимальным) количеством химии» использовали 99 % участников. Всего 9% респондентов при этом отметили, что созданное природой не всегда полезно для нее.
Тем самым подтвердилась сила мифа об экологичности таких видов упаковок как бумажный пакет или упаковка из бумаги, являющихся одними из самых «грязных» видов упаковки с точки зрения экологического следа от всего цикла производства и жизни продукта.При этом, часть респондентов определили натуральность продукта как «непричинение вреда окружающей среде».
Разнообразными получились и ответы участников на вопрос «Какие экологичные товары Вы уже используете или хотели бы использовать?» Лидируют многоразовые предметы (сумки, мешочки, трубочки, бутылочки, многоразовые бахилы и т.д.). Далее идут моющие средства для дома, натуральная косметика и средства гигиены. Замыкает список популярных экотоваров электромобиль!
Размышляя на тему экологичных подарков для себя и своих близких, 20% респондентов отдали предпочтение скидкам на товары и услуги. Это отражает потребность в осознанном потреблении участников опроса и тенденцию отказа от ненужных сувениров и подарков, захламляющих дом, а позже отправляющихся на свалку.
Еще столько же опрошенных (пятая часть) хотели бы получить в подарок многоразовые термокружки, сумки, цифровые книги, онлайн-билеты в театры и на концерты.
Семена, саженцы и деревья хотели бы получить только 6 % участников. Зато целых 25% опрошенных готовы полностью отказаться от подарков, предпочитая, чтобы друзья и коллеги выразили свою симпатию им или поздравили с приятным событием в форме пожертвования в фонды, в пользу акций и мероприятий с природоохранной спецификой.
Именно это обстоятельство внушает надежду на улучшение ситуации с осознанным потреблением в России.
«Этот опрос наглядно продемонстрировал путаницу в восприятии потребителями экотоваров и натуральных товаров. Ещё больше разнятся мнения респондентов в отношении экоуслуг. Кроме того, мы видим, что даже среди небезразличных к экологическим проблемам участников по-прежнему распространены мифы об экологичности бумажной упаковки, включая бумажные пакеты. Стало быть, вопрос качественного экспертного экопросвещения всё так же актуален. Наш проект как раз занимается проверкой экологической составляющей объектов, товаров, услуг и мероприятий и поддерживает нанесением на карту только действительно экологичные истории», - говорит руководитель проекта «Kapoosta» Марианна Карельская.