Что делать, когда у аккумулятора истек срок службы
Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью заменить вышедший из строя аккумулятор и тогда встает очевидный вопрос: что с ним делать дальше? Как правило, многие просто выбрасывают отработанную батарею на свалку или же оставляют ее пылиться в гараже среди кучи забытого хлама. Оба эти решения являются не правильными. Самым разумным будет сдать автомобильный аккумулятор в специальный пункт приема.
В чем вред АКБ
Если у Вас есть автомобиль, то Вы должны знать, что отслуживший аккумулятор представляет собой опасный отход, способный нанести природе значительный вред. Попавший на свалку или в окружающую среду АКБ представляет большую угрозу. Свинец, который входит в состав батареи, способен накапливаться в живых организмах, вызывая разрушение костей и возникновение серьезных заболеваний. Этот токсичный металл губителен не только для людей и животных, но и для растений. Он замедляет их рост и снижает урожайность.
Другой опасный элемент АКБ - электролит. Это ядовитое вещество (серная кислота в дистиллированной воде), вызывающее серьезные ожоги кожи, дыхательных путей и слизистых оболочек. Попадание серной кислоты в глаза может привести к полной слепоте, а вдыхание ядовитых паров затрудняет дыхание и вызывает кашель.
Восстановление окружающей среды после устранения свинца и электролита может занять более 30 лет.
Аккумулятор нельзя просто выбросить
Именно поэтому необходимо правило утилизировать автомобильный аккумулятор, сдав его в пункт приема вторсырья, где опытные сотрудники обезвредят опасный прибор без вреда для окружающей среды и здоровья людей.
Видео о том, как делают новые аккумуляторы из старых
Классификация и свойства АКБ
Что такое аккумулятор
Аккумулятор представляет собой источник питания, который включает в свой состав нескольких элементов. Сегодня существует множество видов аккумуляторов, использующихся в самых разных сферах жизни человека. Например, в портативной электронике, ИБП и, конечно, в автомобилях. Для машин наиболее распространены аккумуляторы с 6 элементами (банками), которые выдают необходимое для работы напряжение.
Основные типы аккумуляторных батарей
Все аккумуляторы, которые используются в транспортных средствах можно разделить на несколько видов:
- Свинцово-кислотные или просто кислотные. Это наиболее распространенный тип батарей. Принцип работы основан на реакциях свинца в водном растворе серной кислоты;
- Гелевые. В таких приборах электролит содержится не в жидком, а в гелевом виде. Такое состояние предотвращает его вытекание из корпуса в случае повреждений;
- Кальциевые. Устойчивы к саморазряду и выкипанию. Выпускаются модели, в которых за весь срок эксплуатации испарение воды практически отсутствует. Владельцу автомобиля не нужно проверять уровень электролита и его плотность;
- Щелочные. Электролитом в таких приборах выступает щелочь. Особенностью является то, что такая батарея способна отдавать заряд достаточно долгое время и постоянно заряжать аккумулятор не требуется. Щелочные аккумуляторы встречаются в автомобилях очень редко, гораздо чаще они применяются в складской технике в роли тяговых АКБ.
Разнообразие аккумуляторов от различных производителей
Обслуживание и срок эксплуатации
По необходимости обслуживания все АКБ делятся на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Следует отметить, что обслуживаемые и малообслуживаемые аккумуляторы требуют регулярного контроля и подзарядки, в то время как необслуживаемые имеют индикатор, по цвету которого можно определить, когда его нужно заменить на новый. За каждым прибором следует постоянно ухаживать, отслеживать герметичность корпуса и заливных пробок, а также проверять чистоту дренажных отверстий.
В среднем срок службы автомобильных батарей составляет около 3-5 лет. Некоторые владельцы пытаются продлить жизнь аккумулятора при помощи зарядного устройства или других рекомендаций, ставших популярных в интернете, но целесообразнее будет сдать АКБ в пункт приема.
Кто принимает старые аккумуляторы
Как и любой другой источник питания, со временем автомобильные аккумуляторы приходят в негодность. Поскольку этот прибор является опасным, его необходимо правильно утилизировать. В отличие от других видов вторичных отходов, есть множество вариантов, как и где это можно сделать.
Сдаем АКБ в автомагазин
Многие магазины, торгующие товарами и запчастями для автомобилистов, предлагают обменять старый аккумулятор и купить новый со значительной скидкой. С точки зрения автовладельца это не только удобно, но и выгодно. Вы приобретаете новый прибор с большой экономией, избавляясь при этом от старого и заботясь об окружающей среде.
Утилизируем аккумулятор у частников
Многие наблюдали на обочинах улиц автомобили с баннерами, призывающими сдать старый аккумулятор за деньги. Часть владельцев авто успешно пользуется этим и сдает ненужный АКБ таким приемщикам.
Такие скупки можно увидеть во многих городах
Пункт приема аккумуляторов
Еще один вариант избавления от старого изделия – сдача в специализированные пункты приема, профессионально занимающиеся утилизацией данного вида оборудования. Такие организации обычно имеют лицензию и официальное разрешение на сбор аккумуляторов, которые после перевозят на перерабатывающие заводы и предприятия. Такой способ утилизации автомобильных батарей является самым оптимальным, так как в пунктах приема, как правило, работают квалифицированные сотрудники. Они могут обезвредить АКБ без вреда для здоровья людей и природы.
Как выбрать пункт приема
Для того чтобы найти пункт приема, Вы можете воспользоваться поисковой системой нашего сайта:
Чтобы посмотреть пункты приема в вашем городе, нажмите кнопку "Выберите вторсырье и город", расположенную справа, и выберите свой город. Вы сможете ознакомиться с ценами, адресами телефонами, и на основе этого выбрать ту приемку, которая больше всего Вам подходит.
Процесс сдачи аккумулятора
Отработавшие свой срок эксплуатации, аккумуляторы относятся к отходам II класса опасности (высоко опасные) и подлежат сдаче на переработку. Основные характеристики, по которым скупщики оценивают автомобильные аккумуляторы, это:
- Емкость батареи, т.е. объем энергии, которую прибор способен накапливать и хранить. У каждой модели этот показатель отличается и достигать более 2000 Ач (ампер-часов);
- Вес;
- Наличие электролита.
Для того, чтобы сдать старый аккумулятор Вам не требуется иметь с собой какие-либо документы. Привезите свой использованный прибор в автомагазин или в пункт приема. Специалисты оценят его и на месте выплатят Вам денежное вознаграждение (или продадут новый со скидкой, если Вы обратились в магазин автозапчастей). Процесс сдачи-приемки АКБ не отнимет у Вас много времени. Не занимайтесь хранением аккумуляторов у себя дома, в гараже или на даче, а разумно утилизируйте их, получая приятная выгоду.
Правила безопасности
Поскольку отработанный аккумулятор представляет угрозу для здоровья, с ним нужно обращаться крайне осторожно. Перед тем, как везти сдавать АКБ ни в коем случае не сливайте электролит самостоятельно. Этим займутся сотрудники пункта сбора вторсырья, обладающие знанием и опытом.
Не сливайте электролит!
Оценка стоимости аккумуляторов может вестись в зависимости от его емкости или веса. Взвесить АКБ можно, соблюдая следующие правила:
- Не переворачивайте прибор. Он должен находиться в строго горизонтальном положении;
- Избегайте попадания электролита на кожу и слизистые оболочки.
Следует отметить, что АКБ принимаются очищенными от грязи и мусора. Осуществляйте перевозку в пункт приема осторожно и бережно, чтобы при движении аккумуляторы не получили повреждения.
Стоимость приема аккумуляторов
Пункты сбора вторичных отходов принимают множество разновидностей АКБ: полипропиленовые, эбонитовые, кислотные, гелевые и щелочные. Цены формируются в зависимости от материала, емкости батареи, ее веса и наличия электролита. В каждом городе и в каждом пункте приема цены могут несущественно различаться, поэтому лучше заранее ознакомиться с ними и выбрать место, где можно сдать аккумулятор дороже.
Среди скупщиков особенно ценятся свинцово-кислотные и щелочные аккумуляторы.
Аккумуляторы ждут переработки
Средние цены на АКБ
Тип
|
Цена за килограмм
|
Полипропиленовые (пластиковые)
|
от 42 до 48 рублей
|
Эбонитовые
|
от 41 до 49 рублей
|
Свинцово-кислотные, или просто кислотные
|
от 40 до 50 рублей
|
Гелевые
|
от 38 до 50 рублей
|
Щелочные
|
от 21 до 30 рублей
|
Утилизация автомобильных аккумуляторов
Автомагазины, частные скупщики, а также пункты приема после сбора доставляют аккумуляторы на перерабатывающие заводы и предприятия, которые обладают соответствующим оборудованием для вторичной переработки приборов.
Технология этого процесса, включает несколько этапов:
- Нейтрализация электролита;
- Демонтаж пластмассового корпуса;
- Извлечение свинцовых пластин;
- Дробление отходов;
- Плавление металлического вторичного сырья в шахтных печах;
- Производство новых изделий из металла, в том числе аккумуляторов.
Сначала сливается электролит. Его опасные элементы нейтрализуются внутри герметичных камер под высокотемпературным воздействием. После дробления АКБ представляет свинцово-кислотную пасту, а также смесь металлических и пластиковых мелких частиц. Паста отделяется посредством процесса фильтрации. Заключительный этап – выделение металла из состава свинцово-кислотной массы и из металлических раздробленных частиц.
Переработка АКБ на предприятии
Видео о вторичной переработке отработанных аккумуляторов
Результатом переработки становятся слитки свинца достаточно высокой чистоты и пластиковые гранулы.
Полученный металл используют для отливки решеток и других деталей аккумуляторов.